Скільки коштує 1 БПЛА?
Текущая стоимость единицы по проекту — 33-35 тысяч долларов. Это (пока) та полная комплектация, которую просят военные, Житомирский военный институт в частности. Нужно понимать, что задача, стоящая перед ними — освоение мелкосерийного производства беспилотников в кратчайший срок, и это — опытный образец. Как следствие, цена может измениться, вместе с требованиями, логистикой комплектующих, и др.
Яка загальна кількість безпілотнікив потрібна?
Сегодня Генштабом поставлена задача освоить мелкосерийное производство. Общее количество БПЛА, которое необходимо сделать срочно – много.
Хотя бы 10 первой партией. Реально потребности будет оценивать ГШ в
сотни.
Есть спонсоры, заявляющие о готовности профинансировать 10 комплексов, реальный разговор с ними начнется после ввода первого комплекса в строй.
Скільки вже зібрано коштів?
По проекту собрано ~$18 000, они использованы на базовую конфигурацию
первого комплекса.
Чи узгоджено ця розробка з військовими?
История общения с военными на эту тему начиналась с 79-й ОАМБР в середине марта, когда мы поставляли им и пограничникам первейшую необходимость — рации. Командиры батальонов уверенно сказали о необходимости такой разведки и помогли понять необходимые ТТХ. К тому моменту разведку малыми БПЛА там уже пытались проводить. Реально их использовать оказалось невозможно – малый радиус действия и высокая уязвимость к радиоподавлению. Испытывал свои разработки отряд Житомирского института совместно с 79-й ОАМБР. Тогда начался проект Народный беспилотник.
О необходимости — Генштабом поставлена задача. Собственно, поставлена потому, что в Генштаб представили наш проект и появилась возможность это начать делать сейчас, а не через полгода.
Продолжается плотное общение с Житомирским институтом. Они задавали вопросы и технически хорошо анализировали проект.
Он несовершенен. Во многом. Но лучше сделать сейчас возможности ни у кого в Украине нет. По уму надо все разрабатывать самим, все компоненты и софт. У нас нет возможности это сделать за разумное время, но мы начинаем, команда усиливается. А этот комплекс будет воевать уже сейчас.
Чому ми не можемо придбати готовий БПЛА?
Потому что таких готовых БПЛА в Украине нет. Машины на этих моторах и пропеллерах собирали в открытых источниках только квадрокоптеры — принципиально меньше по радиусу и грузоподъемности.
Принципиальное отличие коптера от самолета — в возможности вести непрерывное наблюдение, сохраняя скорость и маневр. Это позволяет использовать его как корректировщик огня, что для наших условий очень важно. Противник имеет больше возможностей использовать высокоточное оружие — управляемые ракеты “воздух-земля” в частности. Нам необходимо этому противостоять большей точностью огня из более простого оружия. Для этого требуется определение точных координат и корректировка.
У серийных мультикоптерных платформ полная грузоподъемность исчисляется несколькими килограммами. При этом полетное время составляет 10-20 минут. Мы добились почти 35 минут без полезной нагрузки. Нагрузка у нас довольно приличная — сегодня в сумме около 1.5 кг. Необходимый радиус действия (который определяется энергетической эффективностью и радиоаппаратурой) и полетное время однозначно за пределами того, что можно купить серийно.
У новой платформы, кроме ее штатной нагрузки, резерв грузоподъемности 6 кг (на приемлемых режимах работы).
Сейчас наши инженеры разрабатывают электронику для генератора гибридной схемы мультикоптера. Это вторая очередь проекта, но она быстро (месяц-полтора) даст аппарат, не имеющий аналогов в мире. В первую очередь по энерговооружению — по полетному времени с полной + резервной грузоподъемностью.
Що станеться з апаратом, якщо він втратить зв’язок з оператором?
В случае потери управления аппарат ляжет на курс возвращения даже при заглушенном GPS (радиус глушения GPS современными средствами небольшой, до 1-2 км), по ходу возвращения сигнал управления и GPS будут восстановлены.
В случае GPS-спуфинга (подмены сигнала GPS), аппарат отследит резкое изменение местоположение с датчика GPS (это реализовано как защита от неверного определения при изменении количества принимаемых спутников) и отключит его. Насколько надежна эта защита – мы не знаем, проверить возможности нет даже у военных, код навигационного компьютера закрыт. Для дальнейшего развития проекта мы заказали боротовую электронику с открытым кодом и будем реализовывать все навигационные защиты самостоятельно.